Main Menu

Синьцзян — жемчужина Азии

Синьцзян - жемчужина Азии

Рядом с Кыргызстаном, всего лишь за горным хребтом, расположен чудесный край — жемчужина Центральной Азии — Синьцзян, именуемый кыргызами прежде Кашгаром. Мои соотечественники знают об этих краях и населяющих его народах намного меньше, чем о далеких Франции, России или Турции. Между тем по соседству с нами поднимается настоящий исполин, достойный именоваться экономическим чудом XXI века.

Синьцзян-Уйгурский автономный район занимает огромную территорию — более 1 млн. 660 тысяч кв. км, что составляет одну шестую часть всей территории Китая. Он на 2 000 км протянулся с запада на восток и на 1 650 км — с севера на юг.

На этой территории разместились бы три такие страны, как Франция, пять — как Германия, или семь — как Англия.

Немного истории

История Синьцзяна, или иначе Кашгара, или Восточного Туркестана, весьма драматична и богата событиями. Достаточно вспомнить, что именно на этой территории простирались владения некогда гремевшего на всю Центральную Азию Джунгарского ханства. Его войска в ХVII-XVIII веках наводили ужас на все соседние народы, в том числе совершая набеги на восток — в Китай. Неизвестно, как сложились бы судьбы казахов и кыргызов, находившихся под властью джунгар, если бы в 1755 году их не разгромила подчистую армия Цинской империи. Наверняка мы ассимилировались ими в последующем. Кто знает?

А в XIX веке в эпоху колониальных империй в Восточном Туркестане схлестнулись интересы Англии и России. В конце концов Синьцзян ото-шел к Цинскому государству.

ХХ век для Синьцзяна стал не менее драматичным. В конце Второй мировой войны его судьбу решали великие державы — Советский Союз и США. В связи с этим мне хочется напомнить о малоизвестном факте, произошедшем в феврале 1945 года на Ялтинской встрече глав государств-союзников. К этому времени Советский Союз проводил активную политику по созданию Восточно-Туркестанской Республики. Возможно, появилось бы буферное государство между СССР и Китаем, а возможно, и шестнадцатая республика Советов. Каковы были планы Кремля — доподлинно неизвестно. Но, как вспоминал впоследствии один из очевидцев Ялтинской конференции, информированный о происходящих в Синьцзяне событиях президент США Ф. Рузвельт поставил вопрос о сохранении после войны территориальной целостности Китая. Как известно, отношения И. Сталина и Ф. Рузвельта были весьма уважительными, и это мнение президента США не осталось без внимания. Сталин дал команду Л. Берии, куратору восточно-туркестанского вопроса, свернуть все мероприятия страны в регионе. Таким образом решилась судьба не только первого в истории кыргызского генерала Исхака Мониева, но и других руководителей Восточно-Туркестанской республики. Их гибель остается до сих пор загадочной.

После победы в гражданской войне 1 октября 1949 года провозгласили Китайскую Народную Республику. КНР на базе социалистических принципов, умело сочетая рыночные отношения в экономике, добилась внушительных результатов в своем развитии. Конечно, не обошлось без трудностей и перегибов. Но что есть, то есть. Сейчас Китай на верном пути, обеспечивает себе высокие темпы роста экономики и социальные гарантии своим гражданам. Высшим достижением во внутренней политике государства является обеспечение равных прав всем национальностям, проживающим в стране. В этом плане опыт Китая поучителен и для многонациональных соседних государств Центральной Азии.

Экономический бум в центре Азии

Наблюдаемый в настоящее время экономический бум в Синьцзяне с учетом его природных богатств попросту не мог не состояться. Недра этой сказочной земли богаты разнообразными ресурсами. Здесь необъятные запасы нефти и газа, в огромном объеме уголь, крупнейшие месторождения золота и других цветных металлов, говоря образно и фактически, — вся палитра таблицы Менделеева.

Приведем отдельные конкретные цифры. Нефтяные запасы Синьцзяна оцениваются в 21,0 млрд. тонн, что составляет 30% от запасов материкового Китая, природного газа — в 10 трлн. куб. м (34%), а угля — в 2,19 трлн. тонн (40%).

Геологи называют Синьцзян морем надежды для китайской нефтяной и газовой промышленности. Несмотря на это, Китай импортирует только из соседнего Казахстана дополнительно 10 млн. тонн нефти ежегодно.

В связи с активным развитием промышленности в Синьцзяне удельный вес городских жителей превышает уже 40%. Здесь сосредоточены почти 70 тыс. промышленных предприятий. Например, по масштабам текстильного производства на основе переработки хлопка и шерсти СУАР вышел на одно из первых мест в Китае, а его удельный вес превысил 10% валового промышленного производства региона.

Страна делает ставку на индустриальное развитие Синьцзяна. В настоящее время промышленные товары составляют 70% экспорта, а темпы роста ВВП — в среднем 8-9% в год. Сейчас Синьцзян — это огромная строительная площадка, бурно возводятся города.

В Пекине 17-19 мая 2010 года состоялось центральное рабочее совещание по развитию СУАР, созванное ЦК КПК и Госсоветом КНР, где руководство Китая изложило план развития Синьцзяна в новой обстановке, согласно которому дан новый импульс его развитию.

В 2004 году открылась первая Транскитайская автомагистраль, которая берет начало в порту Ляньюньган на побережье Желтого моря и завершается на КПП «Хоргос» на казахстанско-китайской границе. Дорога протяженностью 4 393 км строилась с 1990 года, общая стоимость проекта составила $16,6 млрд. Технические характеристики автобана позволяют двигаться по нему со средней скоростью 120 км в час. Новая автодорога сократила автомобильный путь от восточных до западных пределов страны с 15 суток до 50 часов. До 1958 года в Синьцзяне не было железных дорог. Воздушные линии связали СУАР с Турцией, Пакистаном, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и другими странами.
Современные транспортные артерии стимулируют социально-экономическое развитие Синьцзяна и являются одной из ведущих предпосылок активного освоения западных районов Китая.

В прошлые времена жители на осликах добирались из Кашгара до Урумчи за 3-4 месяца. Вплоть до конца 60-х годов прошлого века ишаки в Синьцзяне, как и прежде, служили самым распространенным средством передвижения. В настоящее время в Синьцзяне сложилась расширенная сеть транспорта, включающая железнодорожный, авиационный, автодорожный и трубопроводный. По всему региону раскрылся веер скоростных шоссе и железнодорожных магистралей. Введены в действие новые шоссейные дороги ко всем пограничным переходам, в том числе на границе с Кыргызстаном — «Иркештам» и «Торугарт».

Учиться у великих не грех

Было время, китайцы перенимали опыт у великой державы — Советского Союза, который только что вышел победителем во Второй мировой войне. Взоры всего прогрессивного человечества обратились на первую в мире страну социализма.

Несмотря на огромные трудности послевоенных лет, социалистическая страна обеспечивала социальные гарантии своим гражданам. Пример СССР стал весьма притягательным. Именно поэтому и по ряду других причин Китай избрал социализм как путь своего развития. И не ошибся. Он достиг колоссальных успехов, а в дальнейшем, учитывая ошибки производственных отношений своего учителя, умело внедряя в свою экономику рыночные отношения, шагнул впереди планеты всей.

Десятки тысяч рабочих Китая в 50-х годах ХХ века перенимали опыт советских рабочих, и десятки тысяч китайских студентов прошли обучение в советских учебных заведениях. СССР щедро делился опытом госуправления, ведения планового хозяйства, технической документацией, помогал строить заводы и фабрики. Великий китайский народ не стеснялся учиться у великого советского соседа.

Вот таким же образом в настоящее время Кыргызстану не грех поучиться у великого соседа тому, как обустраивать жизнь народа, подвигнуть своих граждан к неустанному труду, обуздать беспредельную коррупцию в стране и многому другому.

Наши горе-президенты пытались обратить свои взоры то на Швейцарию, то на американский опыт президента Джефферсона, то на опыт Турции и т. д. Приглашали сотни и тысячи советников, выплачивая им громадные пособия, пооткрывали иностранные вузы и школы. Итог — уже четверть века топчемся на месте, тогда как самый положительный опыт совсем рядом, рукой подать, вон за этим хребтом — можно пешком пройтись.

Более того, странно, разрушив до основания развитую аграрную отрасль в Кыргызстане, в том числе ликвидировав знаменитую породу кыргызских тонкорунных овец, наши горе-реформаторы замахнулись на австралийские породы, закупив за очень большие деньги тамошних баранов-производителей. Где же теперь эти поистине «золотые» бараны? В брюшке у чиновников!

Между тем рядом с нами Синьцзян, где разводят высокопородных овец синьцзянской и других пород. Регион давно освоил капельную систему орошения, а мы за опытом ездим далеко в Израиль. Например, Синьцзян — крупнейший в мире производитель томатов. Индустрия их переработки в СУАР имеет годовую мощность почти 900 тыс. тонн, или 90% от общего объема по Китаю. Продукция этой отрасли отправляется на экспорт в 40 стран Азии и Европы, а на европейском рынке 70% занимает продукция из СУАР.

Туристический рай

Всяк, кто бывает в Синьцзяне и вообще в Китае, поражается удивительно бережному отношению государства и людей к природе, сохранению уникальных ее памятников и биоразнообразию. Так, в Синьцзяне для охраны диких животных и растений создан 21 заповедник природных ресурсов. Самый высокогорный заповедник в Китае называется «Алтын-Тоо». Он расположен на высоте 4 000 м над уровнем моря, площадь его составляет 45 тыс. кв. километров. Охрана окружающей среды — приоритетное направление в деятельности муниципальных властей. В округах и районах имеются так называемые ландшафтные заповедники, проводятся крупные мероприятия по озеленению территорий.

Множество красивейших мест в Синьцзяне позволяет активно развивать туристическую отрасль в регионе. В Кызылсу-Кыргызском автономном округе находится самая высокогорная в мире лыжная база на высоте 4 500 м над уровнем моря. Для привлечения туристов созданы фольклорные парки. Вам предоставляется возможность покататься на верблюдах, лошадях, много канатных дорог. Для туристов специально устраиваются экологические экскурсии. Много краеведческих музеев, бережно сохраняются памятники старины. Большой интерес вызывает посещение восточных базаров, особенно славится Кашгарский базар — поистине народный торговый рынок с особым национальным колоритом. Здесь вы почувствуете себя как в сказке. По данным официальной статистики, Синьцзян ежегодно из других провинций посещают 7 млн. туристов.

Рассказывая о том, как поставлены вопросы охраны окружающей среды в Синьцзяне, я не могу опять не сравнивать их с проблемами в этой части в родном Кыргызстане. Наша страна по красотам и богатствам природы не уступает СУАР.

Однако у нас отношение к ним разбойничье-мародерское, как и положено в условиях дикого капитализма. Охоту на архаров, занесенных в Красную книгу, у нас ведут на вертолетах депутаты и генералы. Лес воруют только так. А самые высокие чины и богачи щеголяют в тебетеях из суусар-каменной куницы — исчезающего зверька, также занесенного в Красную книгу. Этой книги как будто в Кыргызстане и не существует вовсе.

Национальный вопрос в Китае

Несмотря на кажущуюся внешне мононациональность, КНР — это многонациональное государство. Наглядный пример этого — национальный состав Синьцзян-Уйгурского автономного района. В Синьцзяне проживают уйгуры, ханьцы (китайцы), казахи, кыргызы, монголы, таджики, узбеки, татары и даже русские.

Синьцзян-Уйгурский автономный район образован 1 октября 1955 года. В состав СУАР входят Казахский автономный округ, Кызылсу-Кыргызский автономный округ. В настоящее время из 13 проживающих в Синьцзяне коренных национальностей все, кроме ханьцев и русских, имеют свои административные единицы национальной районной автономии. В их рамках осуществляется самоуправление нацменьшинств на правах хозяев своего края. Автономный район — высшая форма национальной районной автономии.

В Китае права нацменьшинств гарантированы государством, получили всестороннее развитие языки, культура, национальные традиции малых народов, мирно сосуществуют различные религии, много мечетей. Большое внимание уделяется и изучению истории, сохранению национальных шедевров, ремесел и т. д. Наглядный пример — изу-чение и популяризация в Китае кыргызского эпоса «Манас».

Отмечаемые в Синьцзяне случаи экстремизма инспирируются местными националистами, в отдельных случаях они связаны с зарубежными радикальными организациями. В мире много государств с многонациональным составом населения. Но мало где интересы национальных меньшинств учитываются так, как в Китае. Взять хотя бы судьбу курдского населения в той же Турции или русских в Латвии.

Помню, как в условиях советского великодержавия кыргызы, проживавшие в Киргизской ССР, с некоторой жалостью смотрели на своих соплеменников из Китая: «Как им, мол, там плохо живется, все в фуфайках и ушанках, такие безграмотные!» Теперь наступает тот период, когда кыргызы Китая могут смотреть на нас с жалостью: «Ох, какие у них дороги, что гибнут люди в авариях пачками? Ой, какие у них преступность и коррупция — что ни чиновник, то вор и коррупционер, и, самое главное, никто не несет ответственности за это? А сколько мусора у них в городах!» И таких восклицаний наберется у кыргызов Китая сполна. И еще, что важно, у тамошних кыргызов есть гордость за причастность к великой стране — процветающей и бурно развивающейся державе. Эта гордость звучит в их песнях — торжественных, полных лиризма и мелодичности, наполненных истинно кыргызским национальным колоритом, в противовес отдельным низкопробным песням — секетбаям, передающимся по нашему гостелерадио.

В Синьцзяне проживают 13 наиболее крупных по количеству национальностей. Основные из них — уйгуры и ханьцы (китайцы), много казахов и кыргызов. Наших соплеменников там, по данным официальной статистики 2009 года, — около 200 тысяч. Они занимаются в основном животноводством. В настоящее время часть из них переселилась в города. Есть научная и творческая интеллигенция из числа наших соплеменников.

В среде кыргызского населения культивируются народные традиции и обычаи. Молодежи присущи лучшие черты национального менталитета. Кызылсуйские девушки красивы и целомудренны. К сожалению, в материковом Кыргызстане в воспитании молодежи многое упущено. У нас много негатива. Преступность, иждивенчество, проституция стали привычным явлением в этой среде. Больно слышать истории о наших девушках, находящихся в борделях Турции и Эмиратов. Я считаю, что в этом — огромная вина власти суверенного Кыргызстана.

Кому принадлежит эпос «Манас»

У величайшего эпоса кыргызского народа счастливая судьба. То, что он величайший эпос мира, кыргызы любят повторять многократно. Но его изучением и пропагандой первыми занялись русские советские ученые, и об этом упоминают почему-то мало. А между тем сильнейшие фольклористы академики В. Радлов, В. Жирмунский и другие внесли весьма существенный вклад в изучение эпоса «Манас». Благодаря советской власти бесценные строки эпоса в его различных вариантах записаны и изданы многотысячными тиражами, а в Национальной академии наук создан специальный отдел по его исследованию. Об этом нельзя забывать расплодившимся в нашей стране ура-патриотам.

Нельзя также забывать, что эпос «Манас» стал достоянием и гордостью всего единого советского народа. Им гордились в Москве, Алматы, Казани, Киеве. Разумеется, при всем при этом эпос, без сомнения, является гордостью прежде всего кыргызов, которые сохранили и через века пронесли в своей памяти это величайшее чудо устного народного творчества.

Эпос «Манас» одинаково почитаем среди всех кыргызов, где бы они ни проживали. «Манас» пересказывают не только кыргызы Кыргызстана, но и проживающие в Китае, Узбекистане, Таджикистане и т. д. То есть каждый кыргыз, каждый потомок легендарного героя эпоса имеет генетическое право на это. Оно так и есть. Сагымбай Орозбаков, Саякбай Каралаев — кыргызстанцы, Жусуп Мамай проживал в Китае. И что плохого в том, что русские советские ученые занялись изучением и пропагандой кыргызского эпоса. А ученые Китая, где компактно проживает около 200 тысяч наших соотечественников, придали значение эпосу, бережно его сохраняют и организовали изучение в государственном масштабе.

Эпос «Манас» — гордость КНР

«Манас» является одной из трех крупных эпических поэм народов Китая. По инициативе Ассоциации деятелей народной литературы и искусства КНР, возглавляемой известным китайским ученым, популяризатором эпоса «Манас» Ма Сюфу, еще с конца 50-х годов начали разыскивать и изучать наследие манасчи. Всего в Синьцзяне их установили 87 человек. Главным манасчи в СУАР был безу-словно легендарный Жусуп Мамай. Только в 1996 году издали 18 книг его сказаний.

В 2006-м эпос «Манас» по инициативе китайского правительства включили в состав мирового духовного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году издано первое самое полное издание «Манаса» в восьми томах. Сейчас оно переводится на китайский и уйгурский языки.

В 2005 году в Синьцзянском педагогическом университете в Урумчи издали учебник, где излагаются основное содержание «Манаса» и методика его изучения. Студентам преподают спецкурс по этому учебнику, соответствующий краткий курс включен и в учебники по родной литературе для средних школ.

В 2008-м в городе Аксу (Кызылсу-Кыргызский автономный округ) более тысячи сказителей собрались на международное состязание по исполнению «Манаса». А в уезде Акчи, на родине Жусупа Мамая, в 2007 году открыт научно-исследовательский центр по изучению «Манаса». В Кызылсу-Кыргызском автономном округе есть и музей «Манаса», финансируемый центральным правительством. Среди восьми человек в Синьцзяне, получивших высшую государственную награду, которая называется «Жизнь, посвященная искусству», был и Жусуп Мамай.

Послесловие

Это моя первая статья, посвященная Синьцзяну. В планах их несколько. Опыт современного Китая весьма поучителен для кыргызстанцев, в том числе по вопросам обеспечения равных прав проживающих в Китае национальных меньшинств, сохранения экологии края, развития туризма.

У каждого человека есть сокровенная мечта. Например, в моем раннем детстве мой дедушка мечтал посмотреть Москву, а бабушка — полетать на самолете. К сожалению, по разным причинам они не реализованы. Моя же золотая мечта — объехать все уголки Синьцзяна и написать о нем книгу. Об этом прекрасном и загадочном крае, о самоотверженных созидателях этой чудесной земли и, конечно, о моих соотечественниках — об их счастливой судьбе в социалистическом Китае!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий